 |
 |
 |
 |
|
 |
|
 |
СУСЛИКОВ Алексей |
Коренной мурманчанин, родился 24.08.69 г., образование высшее, инженер СПС атомного ледокола "Вайгач", женат, двое сыновей 10-ти и 7-ми лет. |
 |
лучшие авторы |
А.В.Мария: - Алло, алло. Владимир Владимирович! |
- Алло, алло. Владимир Владимирович! Ну, наконец-то я Вам дозвонилась. Здравствуйте, это Ада... |
далее » |
все статьи автора » |
 |
МОХОВИКОВА Людмила: «Родина - мать - зовет!» |
Время чрезвычайное. Выборы! Выборы в Государственную Думу - декабрь 2007 года , выборы Президента... |
далее » |
все статьи автора » |
 |
СУСЛИКОВ Алексей: АУ! Где ты, российская демократия? |
Надо уметь признать зло безбоязненно, чтобы тверже повести борьбу с ним. |
далее » |
все статьи автора » |
 |
 |
|
 |
Диксон. Зона Арктической пустыни. |
|
Арктический поселок Диксон, единственный порт Карского моря, старше нашего Мурманска на 1 год. Его история началась в 1915 году, когда здесь заработала первая в Арктике радиостанция и был создан первый склад с запасами угля, необходимого для пароходов, совершавших рейсы по Северному морскому пути. В 1916 году открылась гидрометеотанция.
|
Но настоящий расцвет Диксона произошел в 30-х годах прошлого века, когда в поселке был построен первый на Севморпути арктический радиометеорологический центр, геофизическая обсерватория, морской порт и аэродром. Почти все мальчишки Советского Союза тех лет мечтали попасть на Диксон. Его имя окружал ореол романтики и мужества первопроходцев Арктики. Вся страна была уверена - там живут и работают особенные люди. В Диксонский район входят Северная Земля и мыс Челюскина(самая северная точка Евразии).
Почему поселок имеет такое неродное для нашего уха название? Дело в том, что такое имя в конце 19 века дал сначала бухте, врезающейся в восточный берег Енисейского залива, а потом и здешнему острову знаменитый полярный первопроходец Норденшельд. Диксоном звали шведского предпринимателя, который финансировал экспедиции Норденшельда.
Первое мое знакомство с Диксоном состоялось в августе 1990 года, когда я прилетел сюда по служебным делам на вертолете с борта ледокола "Арктика". "Визитной карточкой" поселка является погибшее рыбацкое судно "Монголия", которое было раздавлено льдом и выброшено на берег рядом с Диксоном. Да, с Арктикой не шутят! Шел мокрый снег (летом здесь температура не выше + 5-10 градусов). Стайки детворы носились в зимних шапках. По улице, прилегающей к порту, важно прошествовало стадо коров с пастухом. Представляете, не олени, а коровы на Крайнем Севере! А ведь здесь нет ни карликовых деревьев, ни кустиков. Зона арктической пустыни! К сожалению, вскоре подсобное хозяйство в поселке закрылось.
Диксон состоит из двух частей - "остров" и "поселок". Между ними около 4 км бухты Диксон. На острове находятся - аэропорт, авиапредприятие, управление гидрометеорологии. В поселке находятся - администрация района, морской порт, гидрографическая база, больница, муниципальные организации, погранзастава. Когда в бухте нет льда, две части поселка соединяют рейсы немногочисленных катеров. В остальное время действует ледовая дорога.
Сильное впечатление оставляет переезд по льду бухты с острова в поселок и обратно в июне. В 2001 году дорога закрылась 25 июня. Несмотря на то, что толщину льда измеряют постоянно, из-за течений и трещин возможность провалиться весьма велика. Теоретически вездеходы не тонут, но практически держатся на плаву иногда не больше 1-10 мин. Особенно неприятные чувства возникают у тех, кто в кузове - выбраться оттуда довольно непросто. На дне бухты порядочно вездеходов и машин. Смертельные случаи также были.
До 90-х годов прошлого века Диксонский морской порт находился под управлением Мурманского морского пароходства. Тут находился и штаб морских операций западной части Севморпути. Я принимал участие в ликвидации одного из подразделений пароходства в управлении Диксонского морского порта и хорошо помню, с какой грустью расставались работники этого порта с нашим пароходством. Раньше наши моряки здесь бывали частыми гостями. В настоящее время ледоколы пароходства и транспортные суда заходят на Диксон эпизодически. Регулярное сообщение имеется только с Норильском. Туда летает самолет 1-2 раза в неделю (зимой реже).
Сейчас численность населения Диксона составляет около 800 человек. Количество жителей за 15 лет сократилось в пять раз в силу экономических причин.
Зато Диксон является лидером по количеству милиционеров, налоговых инспекторов и других чиновников на душу населения. Здешний народ общительный и жизнерадостный. Все очень любят свой суровый край. Рассказывает бывший коренной москвич, а ныне вольный рыбак Диксона: "После северных просторов и здешней тишины, я могу в Москве находиться не более 3 дней". Коренного населения на Диксоне никогда не было. Ближайшее поселение ненцев находится на 200 км южнее. Много здесь заброшенных строений, которых становится все больше. Зато в поселке много памятников: Бегичеву, Тессему, геодезистам, североморцам, обороны Диксона, погибшим летчикам и т.д. Самый последний из них - это памятник вездеходу ГАЗ-71, экспедиций геологов и геодезистов. На таких машинах около 30-ти лет изучался север Таймыра. Жаль, что власти объявили Диксон пограничной зоной. Это погубило туризм, авиацию и торговлю. А ведь можно было возить самолетами иностранцев на Северный полюс не из Хатанги, а с аэропорта Диксона! Цены в поселке в 2,5 - 3,5 раза больше, чем у нас в Мурманске. Промышленные товары практически не продаются. Набор продуктов на прилавках крайне скуден. Представляете, картошка здесь бывает не всегда и стоит 70 рублей за кило! Большая часть небольшой (по северным меркам) зарплаты уходит на покупку продуктов и оплату услуг ЖКХ. Зато много оленины и рыбы, которые можно приобрести у местных рыбаков-охотников. Приходилось наблюдать, как мальчик летом ловил сайку на блесну прямо с причала (вода у берега чистейшая). Рыба клевала с интервалом в 6-8 секунд. Честное слово! Но королевской рыбой для местных жителей является омуль. В здешних водах он обычно достигает 50 см. К сожалению, после нескольких дней хранения, омуль теряет свой неповторимый вкус, который не знает остальная страна. Вкусным он остается, но не так, как свежевыловленная рыба. Ребята, настоящая рыбалка существует только здесь. Прибавьте к хорошему клеву еще и практически полное отсутствие комаров.
В районе имеется Большой Арктический заповедник. Охраняются, в основном, редкие виды птиц. Но настоящим хозяином этих мест является белый медведь. Если смотреть на мишку издалека с борта судна или из кабины вездехода, то он производит впечатление забавного пушистого создания. Но оказаться поблизости с белым медведем вдалеке от строений и техники без карабина я бы не хотел. На счету у этих полярных хищников много человеческих жертв. В полярную ночь в окрестностях Диксона медведя вы не увидите. А когда начинает светить солнце, этот незваный гость частенько забредает на окраины поселка. О появлении мишки предупреждают своим лаем бродячие собаки. Свободно гуляющих собак, кстати, на Диксоне очень много. Их заботливо подкармливает население. А кошек совсем нет. Летом в бухте живут нерпы и белухи - красивые белые дельфины.
Сейчас поселок Диксон и его население переживают далеко не лучшие времена. Морской порт потерял свое значение в качестве транзитной точки. Никаких ценных полезных ископаемых поблизости нет. Проект Ванкорского нефтепровода до Диксона заглох. Почти все полярные станции закрыты. Говорят, что существуют планы по закрытию поселка. Будет жаль, если наше государство уйдет с уже освоенных земель. Не хочется на такой грустной ноте заканчивать повествование о Диксоне. Будем надеяться, что славный поселок, внесший большой вклад в изучение Арктики, давший отпор фашистскому рейдеру "Адмирал Шеер" в годы войны и переживший времена всеобщей "демократизации" 90-х годов, продолжит свою историю и далее.
|
Оцените статью: 1 2 3 4 5 Рейтинг: 3.41
посмотреть рейтинг статей
посмотреть рейтинг авторов
|
|
 |
 |
 |
авторские статьи |
СУСЛИКОВ Алексей: Диксон. Зона Арктической пустыни. Арктический поселок Диксон, единственный порт Карского моря, старше нашего Мурманска на 1 год. Его история началась в 1915 году, когда здесь заработала первая в Арктике радиостанция и был создан первый склад с запасами угля, необходимого для пароходов, совершавших рейсы по Северному морскому пути. В 1916 году открылась гидрометеотанция.
|
далее » |
СУСЛИКОВ Алексей: Великий, могучий "Советский Союз". Советский Союз. Такое близкое, родное название страны, по кончине которой грустит более 80% людей, которые являлись в недалеком еще прошлом советскими гражданами. Никто не будет отрицать, что Советский Союз являлся одной из величайших держав за всю историю человечества. Не проходит мода на официальную атрибутику того времени, люди с удовольствием распевают песни советской эстрады.
|
далее » |
Все статьи автора » |
 |
 |
|
Календарь выхода авторских статей |
Последние 6 недель |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
 |
свежий номер |
|
№ 2 от 25 Февраля 2010 г. |
 |
Завод и город могут отстоять только сами тольяттинцы считает главный редактор «Рабочей газеты» Леонид КАЛАШНИКОВ |
 |
Уважаемые тольяттинцы! Выпуск «Рабочей газеты», к которой привыкли многие жители города, прерывался в связи с нехваткой средств. Но сегодня, когда над АВТОВАЗом, а значит и над всем городом, нависла реальная угроза, мы возобновляем выпуск газеты.
|
далее » |
 |
Чтоб победить, надо объединиться убежден лидер профсоюза «Единство» Петр ЗОЛОТАРЕВ |
 |
Коллектив АВТОВАЗа сегодня предельно деморализован. Каждый за себя - и начальники против всех: в такой ситуации они могут творить что угодно - платить копейки, давить, увольнять непокорных.
|
далее » |
 |
Тольятти - 2012 |
 |
Власть ведет дело к "французской отвертке"?
|
далее » |
 |
Метла - оружие пролетариата? |
 |
Всю осень вазовский менеджмент под руководством вице-премьера Шувалова мучительно придумывал, как «оптимизировать численность персонала АВТОВАЗа». Переводя на русский: как уволить побольше народу и избежать социального взрыва и беспорядков.
|
далее » |
 |
Есть ли жизнь после ВАЗа? |
 |
Вместе с другими «непрофильными» активами АВТОВАЗ сбросил на город и комплексные общежития. За 40 лет эксплуатации они ни разу капитально не ремонтировались, можно себе представить, в каком состоянии здания и коммуникации. Кто теперь возьмет на себя гигантские затраты на капремонт?
|
далее » |
 |
«ЖУК» жиреет - дом хиреет |
Новокуйбышевский пенсионер разоблачает хитрости «коммунальных грабителей»
|
далее » |
Читать весь номер » |
|
 |
|