Cегодня 17 Октября 2017 г., вторник | www.rb4.ru Добавить в избранное | Сделать стартовой
Главная | Карта сайта
масонская ложа
помощь клуба
акции клуба
рабочая газета
о клубе
правила
как стать автором
вопрос-ответ
авторы
контакты
ПОИСК
Расширенный поиск »
FACE CONTROL
E-mail
Пароль
Регистрация 
Забыли пароль?
МОХОВИКОВА Людмила
МОХОВИКОВА ЛюдмилаЖурналисткой деятельностью начала заниматься в 19 лет, с 1967 г.В 1970 году приехала на Волжский автомобильный завод. Работала руководителем пресс-центра корпуса вспомогательных цехов, диктором, корреспондентом заводского радио, литературным редактором в отделе рекламы, пресс-секретарем. В 1990 году вышла первая книга. "Энциклопедия для женщин - Добрая жена дом сбережет". Выпустила еще книги : " Должна ли страна быть бедной? " , "Был и остаюсь вазовцем". В 2001 году стала трижды лауреатом Всесоюзного конкурса журналистов.
лучшие авторы
А.В.Мария: - Алло, алло. Владимир Владимирович!
- Алло, алло. Владимир Владимирович! Ну, наконец-то я Вам дозвонилась. Здравствуйте, это Ада...
далее »
все статьи автора »
МОХОВИКОВА Людмила: «Родина - мать - зовет!»
Время чрезвычайное. Выборы! Выборы в Государственную Думу - декабрь 2007 года , выборы Президента...
далее »
все статьи автора »
СУСЛИКОВ Алексей: АУ! Где ты, российская демократия?
Надо уметь признать зло безбоязненно, чтобы тверже повести борьбу с ним.
далее »
все статьи автора »
Самосовершенствование

14.06.2007
Автор: МОХОВИКОВА Людмила

В закладки
Версия для печати
Письмо в редакцию

Редко встретишь человека, который был бы совершен­но доволен собой и своими успехами. Досадно, когда не сбываются мечты из-за неорганизованности, неуверенно­сти, неумения вести себя в экстремальных ситуациях. Как помочь себе стать лучше и целеустремленней в вы­полнении намеченных планов?

Вы избавились от алкоголизма, но нужно еще улучшить себя, свой характер, которые пострадали от того, что вы вели нездоровый образ жизни.

Есть два основных способа самоусовершенствования своих психических качеств. Первый - воздействие на се­бя в активном состоянии с помощью самоубеждений. Вто­рой - самовоспитание в аутогенном погружении с помощью самовнушений.

Прежде чем подробнее рассказать об этих двух спосо­бах, проанализируем, какие объективные психологические законы управляют человеком независимо от его темпера­мента и характера. Знание этих законов поможет каждо­му быстрее подобрать ключ к себе.

   Объективные психологические законы, управляющие нами

Ни одно переживание не проходит бесследно. Физио­логи установили, что во время любого волнующего нас события происходит кодирование информации в дол­говременной памяти (подсознании) посредством молеку­лярных изменений в мозге. Следовательно, навечно записывается как положительная, так и отрицательная информация, связанная с теми или иными событиями, взаимоотношениями с другими людьми.

Испытанные страдания вольно и невольно будут постоянно оказывать влияние на жизнь человека. Поэтому так и хочется во­скликнуть - берегите друг друга, не обижайте, а тем более не унижайте.

Положительные эмоции закрепляют как наши досто­инства, так и наши недостатки. Если мы получили удо­вольствие от того, что хорошо выполнили свою работу или кому-то помогли, то привычка к этой работе и стремление помогать другим в нас усилилась. А если мы получили удовольствие от того, что сдела­ли что-то плохое или кому-то навредили, то привычка к плохим поступкам тоже в нас усилилась.

То есть, хотим мы этого или не хотим, мы постоянно занимаемся самовоспитанием или антисамовоспитанием. Если мы присмотримся к себе, то заметим, что в каждом из нас, образно говоря, живет «человек привыч­ки» и «человек воли».

Хорошие и плохие привычки срабатывают в нас авто­матически. Привычка - это действие, выполнение кото­рого становится потребностью. Приобретение привычки с физиологической точки зрения есть не что иное, как об­разование в головном мозгу устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к действию. Реализация привычки рождает положительные эмо­ции, и, напротив, отрицательные, если обстоятельства мешают совершить привычное действие.

Хорошие привычки облегчают нашу жизнь, а вред­ные - затрудняют... Ведь довольно часто мы понимаем, что не надо бы делать того-то и того-то, и в то же время делаем это, поскольку чувствуем дискомфорт.

Основная задача самовоспитания состоит в том, чтобы облагородить «человека привычки». В этом главная роль принадлежит «человеку воли». Но насилие и принужде­ние плохие помощники в самовоспитании. «Человек во­ли», находящийся в нас, должен действовать гибко и мудро, руководствуясь следующими правилами.

   Во-первых, нужно постоянно вызывать в се­бе желание самосовершенствоваться.

   Во-вторых, необходимо соблюдать постепен­ность в приобретении хороших привычек, усилие должно быть на грани приятного.

   В-третьих, надо проявлять терпение и не ругать себя, если происходит срыв.

   В-четвертых, постоянно поощрять себя да­же за малейшие успехи, то есть вызывать у себя поло­жительные эмоции, которые помогают быстрее закрепить в головном мозгу новую привычку.

Остается добавить, что для некоторых особо воспри­имчивых людей критика и самокритика являются силь­ным негативным внушением, которое усиливает плохую привычку. В этих случаях нужно не ругать себя, а по­стараться... забыть о своем недостатке и все свое вни­мание сконцентрировать на тех чертах характера, кото­рые вы хотите в себе выработать. Так легче и быстрее можно добиться успеха в сложном процессе самосовер­шенствования.

Вспомните Канта. Он - слабый и больной человек от рождения - сделал себя здоровым,  внушая себе образ здорового человека.

   Самовоспитание в активном состоянии

Это один из основных способов, в котором использу­ется прежде всего самоободрение - обращение к самому себе для укрепления веры в себя. При самоободрении ис­пользуются следующие приемы: самоуспокоение; самовну­шение уверенности в успехе дела; самовнушение уверен­ности в себе; равнение на какой-либо авторитет - а как бы поступил он.

Самоободрение может иметь форму самокритики. Тог­да используются следующие приемы: замечания в свой адрес типа - что ты раскис, самокритика в присутст­вии друзей. Понаблюдайте за собой. Самокритика помо­гает только в тех случаях, если у вас возникает чувство оскорбленной гордости, боязнь показать свою слабость или желание доказать, что вы способны преодолеть недо­статки. Если самокритика не мобилизует волю, лучше ее не использовать.

Необходимо всегда помнить, что каждая, даже неболь­шая победа над своими недостатками, способствует фор­мированию воли и характера.

Еще один эффективный способ влияния на самого се­бя - это самоубеждение. С помощью самоубеждения можно регулировать свое психическое состояние и поведе­ние как путем осуждения самого себя и своих поступков, так и путем одобрения и побуждения к правильным дей­ствиям.

Суть   дискуссии   с   самим   собой   сводится   к   выдвижению и сравнению аргументов и контраргументов в пользу необходимого действия или его нежелатель­ности.

Самоубеждение может завершиться принятием опреде­ленного решения и самоприказом: «Это надо сделать! Вперед!»

В повседневной жизни самоприказ помогает преодоле­вать трудности в самых разных ситуациях. Но каждый человек, наверное, замечает, что самовоспитание в актив­ном состоянии иногда не столь эффективно, как хотелось бы. Как мы ни стараемся, наша психика не всегда подчиняется приказам нашего со­знания.

К примеру, вы говорите себе, что не будете раз­дражаться, не будете обращать внимания на мелочи. Внешне что-то у вас и получается, а внутренне вы на­пряжены. И в конце концов опять срываетесь. В этих случаях вам помогут целенаправленные занятия аутотре­нингом.

   Самовоспитание в расслабленном состоянии

Самовоспитание в состоянии расслабления проводится в двух направлениях - с помощью специальных само­внушений и мысленных представлений своего желаемого поведения в различных ситуациях и себя, обладающего нужными качествами.

В процессе самовоспитания необходимо учитывать та­кую закономерность, что если вы будете постоянно сожа­леть о своих недостатках и думать, что вы не сможете с ними справиться, то этим самым вы невольно укрепляете в себе свои недостатки.

Чтобы добиться успеха, надо прежде всего успокоить­ся и как бы забыть о своих недостатках, а главное - сосредоточить внимание на тех качествах, которые вам необходимо приобрести.

Итак, сначала нужно проанализировать свой харак­тер, составить четкую программу самосовершенствова­ния, постоянно фиксировать внимание на тех качествах, которых вы хотите достичь. Затем создать мысленный образ такого человека, которым бы вы хотели стать, и систематически как бы «наслаивать» этот образ на свою личность и поведение, а в состоянии расслабления - утром, вечером, днем - осуществлять воображаемый «проигрыш» поведения созданного образа в различных ситуациях повседневной жизни, общении, учебе.

Мысленный образ себя «нового» прочно фиксируется в долговременной памяти и приобретает программирующую функцию. Процесс самопрограммирования психики помо­гает вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень самосознания.

Рассмотрим несколько конкретных недостатков, с ко­торыми приходится бороться.

   Волевой контроль над мыслями

В жизни всегда бывают ситуации, когда нам прихо­дится либо заставлять себя что-нибудь сделать, либо, на­оборот, запрещать себе какой-нибудь поступок. В том и другом случае проявляется наша воля - пусковой и тор­мозной механизм, который регулирует наше поведение.

Укрепляют волю и специальные упражнения, которые вырабатывают волевой контроль над мыслями.

Известный индийский лидер национально-освободи­тельного движения М. Ганди считал, что самым трудным и главным является умение подчинить собственному кон­тролю движение своей мысли.

«Обуздание ее (мысли) означает обуздание ума, что еще труднее, чем обуздание ветра». Ум М.Ганди был настолько дисциплинирован, что он мог сосредоточиться на какой-либо мысли в любой обстановке, мог в самом себе создать атмосферу, располагающую к размышлению, какими бы неблагоприятными ни были внешние условия.

Выработать волевой контроль над мыслями помогают довольно простые на первый взгляд упражнения. Но они эффективны, если ими заниматься регулярно. Очень ско­ро вы почувствуете, что вам легче управлять собой, сво­им вниманием, настроением, работоспособностью.

Первое упражнение. Внимательно, не отвлекаясь и ни о чем не думая (это главное), наблюдай­те за движением секундной стрелки наручных часов 2-3-5 минут. Это упражнение полезно повторять не­сколько раз в день, особенно перед сном, когда мозг утомлен и трудно бывает сосредоточиться. Преодоление усталости и будет свидетельством того, что тренирован­ность волевого контроля над мыслями достигла очень вы­сокой степени.

Второе упражнение. Внимательно, ни о чем не думая, смотрите на чистый белый лист бумаги (или представляйте его) 1-2-3 минуты.

Эти два упражнения помогут вам отвлекаться от не­нужных мыслей, быстро успокаиваться и сосредоточивать­ся на тех проблемах, которые необходимо срочно решить.

Например, посмотрите на белый лист бумаги или по­наблюдайте за движением секундной стрелки часов, затем мыс­ленно дайте себе задание, и опять сделайте первое или второе упражнение (1-2-3 минуты, как вам захочется). В этом пассивном состоянии вы подключили к работе свое подсознание. Когда вы начнете активно работать, то есть уже сознательно, вы легче справитесь с заданием, так как избавили себя от мучительных и лихорадочных раздумий и нерешительности.

   Как исполнить с желанием неинтересное дело ?

Выполните одно из двух ранее предложенных упражнений, затем мысленно скажите себе, что вы должны сделать и мысленно представьте все действия, которые необходимо осуществить.

После этого быстро вставайте и принимайтесь за ра­боту. Вы справитесь с ней легко и быстро, так как психологически к ней подготовились. Ваши мысленные представления о реализации необходимых действий (это идеомоторная тренировка) привели в движение нервно-мышечные пути. Это и облегчило процесс «вхождения» в не очень желаемую, но необходимую работу.

Таким же образом можно запрещать себе нежела­тельные поступки. Успокоившись с помощью белого лис­та или секундной стрелки, настройте себя на какое-то другое занятие, интересное и полезное.

   Если вы вспыльчивый и раздражительный человек

Прежде всего в расслабленном состоянии мысленно повторяйте следующие формулы самовнушения:

   Я выдержанный и спокойный человек.
   Мне доставляет удовольствие говорить спокойным голосом.
   Мне нравится показывать пример выдержки и умения владеть собой.
   Я выдержанный и спокойный человек.

Затем постарайтесь вообразить себя обладателем этих нужных качеств. Представляйте различные ситуации, в которых нужно проявить выдержку. Эти тренировки не детская игра, как кому-то может показаться. Они на са­мом деле помогают поступать в жизни так, как вы хоте­ли бы. Выдержанно и спокойно, несмотря ни на какие страсти, кипящие вокруг вас.

Можно использовать и такие приемы, которые уже в экстремальной ситуации помогут предупредить возникно­вение аффекта. Во-первых, следует попытаться задержать непроизвольные двигательные реакции и выполнить ка­кие-либо целенаправленные действия. Например, сжать губы и 10-15 раз описать языком дугу по нёбу. Очень успокаивающе действует расслабление мышц тела (осо­бенно рук), регуляция частоты и глубины дыхания (вы­дох должен быть в два раза длиннее вдоха).

Помогает сдерживать себя и упорное сосредоточение внимания на каких-либо посторонних объектах, не име­ющих к развивающемуся чувству непосредственного от­ношения.

Людям, склонным к вспыльчивости, следует быть восприимчивее к радостям, приятным событиям, сознательно направлять усилия на то, чтобы уравновесить положительные и отрицательные эмоции. Это более ра­зумный и верный способ сохранить психическое здо­ровье, чем поиски «разрядки» в конфликтах с окружаю­щими.

Полезно почаще говорить себе, например, такие по­словицы:

   Вспылил - дело погубил.
   Молчание  ссору  гасит.
   Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.
  
Не горячись: остынешь - пожалеешь.

В Священном Писании есть такие изречения:
«Вспыльчивый человек может сделать глупость...» (Притчи Соломона, гл.14.17)
«Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю» (Притчи Соломона, гл.15.18)
«Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою» (Притчи Соломона, гл.22.24-25)
«Благоразумие делает человека медленным на гнев...» (Притчи Соломона,гл.19.11)


   Никогда не мстите своим обидчикам

Это тоже одна из стрессовых ситуаций - мстительность. Порой кому-то хочется или словом, или делом отмстить за то, что их обидели. Но лучше прислушаемся к советам Священного Писания:

«Мстительный получит мщение от Господа, Который не забудет грехов его. Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» (Сирах, гл.28. 1-2)
«Не говори:» Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя». (Притчи Соломона, гл.20.22)
«Не говори:» как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его» (Притчи Соломона, гл.24.29)
А русская пословица  есть такая - Недругу не мстить, чтобы души не сгубить.

  
Зависть - враг счастливых

Редко кто согласится считать себя завистником, однако зависть - довольно распространенное чувство, которое вызывает стрессовую ситуацию. Например, человек поддается общей моде и начинает переживать, что у него нет той или иной вещи или той или иной должности, а у другого, по его мнению, менее достойного и способного, все это есть. Завидуют красоте, способностям, успеху... Завиду­ют другим, а вредят прежде всего самим себе. Ведь за­висть - одна из так называемых причин самотравматизации личности, самоотравления.

«Завистливый человек причиняет огорчение самому себе словно врагу», - писал Демокрит.

А вот какое высказывание есть у Декарта: «То, что вообще называется завистью, есть порок, представляющий собой природную извращенность, заставляющую некото­рых людей сердиться по поводу блага, выпавшего на до­лю других. Нет ни одного порока, который бы так вре­дил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им за­ражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других».

В Священном Писании есть такие изречения про зависть: «...зависть - гниль для гостей». (Притчи Соломона, гл.14.30)
«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета настигнет его» (Притчи Соломона, гл.28.22)
«Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это суета и томление духа». (Екклесиаст, гл. 4.4)

Зависть - это своего рода внутренняя грязь, которая неизбежно выступает наружу. Самое удручающее, зависть становится благодатной почвой, на которой взрастают многие негативные качества человека. Еще Гельвеции пи­сал: «Под знаменем зависти шествуют ненависть, клеве­та, предательство и интриги».

Необходимо максимально мобилизовать свое сознание, если вы замечаете, что начинаете кому-нибудь и чему-нибудь завидовать. Внушайте себе, что зависть унижает ваше достоинство.

Поразмышляйте еще вот над таким высказыванием Стендаля: «... если кто-либо ненавидит людей, стоящих выше, если кто-либо к людям с высокими умами проявляет ненависть, то такой человек навсегда останется посредственностью. Отсюда - человек, завидующий всему миру, всегда останется убогим человеком».

Вы же не хотите стать убогим человеком, жизнь кото­рого постоянно отравляет зависть к успехам и достоинст­вам других?  Если не можете  осознанно  одолеть вольно или невольно возникшую зависть, попробуйте в расслабленном состоянии себе внушать:
  
   Я доброжелательный человек.
  
Я радуюсь успехам других.
  
Способности других меня радуют.
  
Я тоже могу многого добиться в жизни.
  
Я доброжелательный человек.
  
Я люблю поздравлять с успехами других.
   Человек может многого добиться в жизни, если будет постоянно заниматься самосовер­шенствованием.

Пусть достоинства и успехи других людей будут для вас теми вершинами, которых вам нужно достичь по мере  возможности. А по поводу, например, богатства и бедности тоже можно поразмышлять с помощью пословиц и изречений.

   Чужим здоровьем болен. Глядя на людей, сохнет. От зависти пожелтел.
   Железо ржа съедает, а завистливый человек от зависти погибает.
   Кто чужого желает, тот скоро свое утратит.
   Хороша жена, да завистлива.
   Завистью ничего не возьмешь. Ничего не сделаешь.
   Не живи, как хочется, а живи, как можется...
  
   «Лучше немногое...с правдою...»

«Лучше немногое  при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нем тревога». (Притчи Соломона, гл.15.16)
«Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою». (Притчи Соломона, гл.16.8)
«Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти» (Притчи Соломона, гл.10.2)
«Строящий дом свой на чужие деньги, то же, что собирающий камни для своей могилы». (Сирах, гл.21.9)
«Двух вещей я прошу у Тебя (Господа), не откажи мне, прежде нежели я умру: Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, Дабы пресытившись я не отрекся от Тебя и не сказал: «Кто Господь?» и, чтоб не обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притчи Соломона, гл.30.7-9)


К деньгам лучше всего относиться философски, как учат русские пословицы:

   После Бога деньги первые.
  
Денежка не Бог, а милует.
  
Деньги - прах, да и мы прах.
  
Деньгами души не выкупишь.
  
Деньги - черепки без хозяина.
  
Деньги не щепки, счетом крепки.
  
Кто не бережет копейки, рубля не стоит.
  
Без нужды живет, кто деньги бережет.
  
Денег много - великий грех.
  
Денег мало - грешней того.
  
Бедность не грех, но до греха доводит.
  
Богатый совести не купит, а свою прогуляет.
  
Богатство родителей - порча детям.
  
Что мне золото, светило бы солнышко...

Отношение к деньгам и богатству  философски помогает избежать стрессов. В конце главным становится библейское изречение:

   «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота». (Притчи Соломона, гл.22.1)
   
   А русские пословицы есть такие:

   Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
   Кто малым доволен, тот у Бога не забыт.
   Кто малым недоволен, тот большего не стоит.
   Будь малым доволен, больше получишь...

   «О, ревность, злой тиран»

Ревность тоже один из самых вредоносных недостатков.  В Библии есть изречение:

«Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности».(Притчи Соломона, гл.27.4)

Люди, не умеющие побороть в себе ревность, как правило,  несчастны.  Более  того,  несчастны  вдвойне, потому что они одновременно   являются мучителями и мучениками, тиранами и рабами, живут в вечной трево­ге. Создавая атмосферу недоверия, постоянных подозрений   в   измене, они и  сами задыхаются в ней. Такие люди всегда готовы устроить скандал при малейшем поводе и без повода, наедине и публично.   Все это отражается на их взаимоотношениях с другими людьми,  на   всей  их жизни и  приводит  к болезненным психическим  травмам. Поэтому надо стараться избавиться от этого чувства самовоспитанием, самовнушением, тренировкой воли, самообладания.

Социальные психологи различают три вида ревности: ревность тираническую, ревность «от ущемленности» и ревность обращенную.

Первая присуща людям эгоистичным, деспотичным, самодовольным, эмоционально холодным, не способным на бескорыстную любовь. Для них супруг, вообще сексу­альный партнер - лишь объект наслаждения. Они не умеют уважать его личность, стремятся подавить, подчи­нить его целиком.

Ревность «от ущемленности» свойственна обычно людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, склонным к преувеличению опасностей и неприятностей, страдающим комплексом неполноценности. Их ревность про­является, может быть, и в более мягких формах, однако по­стоянная демонстрация ее оказывается непереносимым ядом для любви и семейного счастья обоих супругов.

Нередко причиной ревности является собственная суп­ружеская неверность. Это так называемая обращенная ре­вность.

Чувство ревности зависит не только от того, насколь­ко сильна любовь, но и от особенностей самого человека, в том числе и от того, насколько уважительно он отно­сится к другим людям. Ведь можно и при великой любви не демонстрировать такой же великой ревности, а можно и без особой любви испытывать и бурно проявлять ре­вность, если человек по характеру большой эгоист.

Как и другие чувства, ревность проявляется далеко не одинаково у разных людей, принимая всевозможные фор­мы, от самых благородных и трогательных до самых ди­ких и бесчеловечных.

К сожалению, в современной науке чувство ревности, его психологический механизм изучены мало. В какой-то мере понять его «жесткое устройство» помогает учение А. Ухтомского о доминанте, под которой он понимал бо­лее или менее устойчивый участок, очаг повышенной возбудимости, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников и способный под их воздей­ствием к накоплению и дальнейшему увеличению своего возбуждения.

Доминантой в ревности скрупулезно собираются раз­личные мелочи - малейшая задержка на работе, непреднамеренный  и   обычный   жест  или   слово   в  дружеской компании и т.д. - для обвинения против супруги или супруга и для казни самого себя.

Доминанта лишь усиливается от встречных антагонисти­ческих воздействий, торможений, ее волна поднимается до максимума. Ее не преодолеть словами, всяческими возраже­ниями, она будет ими только питаться и подкрепляться. Надо просто подождать, говорит А. А. Ухтомский, пока она сама себя изживет, «сгорит» на собственном огне.

Ревность победить в себе может только сам человек. Полезно хорошенько осмыслить, например, вот такие афоризмы:
«В ревности больше себялюбия, чем любви». Ф.Ларошфуко
«А о ревности? Это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, не достойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо...» Д.Дидро.
«Ревность... есть болезнь людей ничтожных, которые не уважают ни самих себя, ни своих прав на привязан­ность любимого им предмета; в ней выказывается мелкая тирания существа, стоящего на степени животного эгоиз­ма. Такая ревность невозможна для человека нравствен­ного развития...» В.Белинский.

В общем, если вы хотите, чтобы вас разлюбили, на­чните ревновать и унижать подозрениями.

Конечно, радикально уничтожить ревность невозмож­но. Многие наши исследователи считают, что трудно най­ти хотя бы одного влюбленного, который бы не испыты­вал никогда чувства ревности, безразлично относился бы к поведению любимого человека. Ревность и родилась, очевидно, в качестве одного из средств самосохранения, самозащиты и «реанимации» любви. Поэтому уничтожить ее можно только вместе с любовью.

Но ведь не зря говорится, что все хорошо в меру. Ревность, которая входит в систему, не сохраняет, а уничтожает любовь. И об этом никому и никогда нельзя забывать.

Чтобы «победить» развивающееся чувство ревности, нужно расслабиться и мысленно себе говорить:

   Ревность унижает достоинство человека.
  
Я спокойный и выдержанный человек.
  
Я уверена в человеке, которого люблю...

   Развитие способностей

Нездоровый образ жизни, конечно, пагубно повлиял на ваши умственные способности. Вы это почувствовали. Будто стена стоит перед вами, которую вы не можете разрушить. Так по крайней мере говорят, злоупотребляющие алкоголем. Значит, надо эту стену разрушить. Во-первых, поверить, что вы способный человек.

   Способности и задатки

Обычно с понятием «способности» связывается пред­ставление о врожденности способностей. Многие люди ошибочно считают, что они передаются от родителей к детям. Генетическая наследственность, конечно, играет опре­деленную роль в развитии способностей, но не является определяющим фактором.

Во-первых, генетическое и социально формируемое слиты в каждой способности в неразрывное единство, так что только предположительно можно говорить о преобла­дании одного над другим.
Во-вторых, наследуются не сами способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органи­ческие предпосылки их развития - особенности строения мозга, органов чувств, движения.

Эти органические наследственно закрепленные предпо­сылки развития способностей называются задатками. Для двигательных способностей такими задатками являются особенности нервно-мышечного аппарата, для интеллектуальных - сила и подвижность нервных процессов, хоро­шее кровоснабжение мозга и т. п.

Задатки служат предпосылками для развития способ­ностей, но не определяют процесс их развития автомати­чески.

Следует также учитывать, что природные предпосылки и сами по себе являются продуктом исторического разви­тия. То, что откладывается в нервной системе и переда­ется от поколения к поколению в виде определенных за­датков, является результатом длительного «филогенетиче­ского» (исторического) развития.

Задатки полифункциональны. Это означает, что на базе одних и тех же задатков могут быть сформированы самые различные способности. Какие - зависит от окру­жающей среды, условий воспитания и обучения, требова­ний конкретной деятельности.

Различие между задатками и способностями такое же, как между рудой и полученным из нее металлом. Руда, конечно, определяет в какой-то степени конечный про­дукт, но еще больше зависит от потребностей общества в определенном типе сплавов, уровня технологии, способов обогащения руд и т. п.

В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие способности обусловливают успеш­ность выполнения широкого круга видов деятельности, а специальные - строго определенных видов деятельности.

К общим способностям, необходимым для успеха поч­ти во всех видах деятельности, относятся интеллект, ис­полнительность, психомоторные качества личности.

При оценке творческих способностей используются та­кие категории, как «легкость» (т. е. скорость выполнения заданий), «гибкость» (измеряется количеством переключе­ний с одного класса объектов на другие) и «оригиналь­ность» (своеобразность, непохожесть).

Задатки, как мы уже сказали, превращаются в спо­собности только в результате упорного труда, целенап­равленного их развития.

   Развитие способностей с помощью аутотренинга

Развитие способностей с помощью аутотренинга (само­внушений и мысленных представлений, так как они прежде всего снимают психологические преграды - неуверенность, страх, кото­рые тормозят процессы самосовершенствования.

Итак, расслабьтесь, представьте, что вы высокоодаренный чело­век, который рисует, лепит, играет на музыкальном инст­рументе, танцует, конструирует необыкновенные машины, станки... быстро печатает на машинке... быстро решает сложнейшие теоремы... выступает на сцене...

Представьте себя таким, каким бы вы хотели быть, и лучше всего в конкретном действии. Эта так называемая идеомоторная тренировка поможет вам в действительно­сти и рисовать лучше, и петь лучше и т. д.

В расслабленном состоянии мысленно в медленном темпе говорите себе несколько раз:

   Я хорошо и логично мыслю.
  
Я могу интересно и образно излагать свои мысли.
  
Я хорошо рисую.
  
Я быстро и  правильно печатаю  на машинке.
  
Я хорошо и быстро делаю чертежи и т. д.

Ко всем этим и подобным самовнушениям нужно обя­зательно добавлять самовнушения, которые будут вызы­вать повышенный интерес к выбранной профессии, к ра­боте. Это поможет проявлять больше упорства в действи­тельности, если будут встречаться трудности. К примеру, должно быть такое сочетание самовнушений:

   Я  люблю  рисовать.
  
Мне  очень  хочется  рисовать.
  
У меня богатое воображение.
  
Я очень хорошо рисую.
  
Я могу много рисовать.
  
Я с удовольствием рисую.


Любая деятельность идет успешней, если приносит ра­дость, удовлетворение. Любые способности развиваются быстрее, если процесс их развития приносит радость. Не нужно отчаиваться, если вы не чувствуете от тренировок каких-то ощутимых результатов. Они все равно будут, только надо удвоить усилия и верить в успех борьбы за себя - более талантливую, работоспособную.

Конечно, необходимо делать специальные упражнения, развивающие внимание, наблюдательность, воображение и память,  которые  оказывают  большое  влияние  на  успех любой деятельности.

   Укрепление памяти с помощью внушений

Обычно при алкоголизме страдает память. Нужно восстановить эту способность так необходимую для полноценной жизни. Укреплением памяти желательно заниматься целый месяц,  так как каждую неделю формулы самовнушений будут меняться. Вечером, перед сном, в расслабленном состоянии мысленно говорите себе 10-12 раз подряд:                                  

   На первой неделе: «У меня хорошая память... моя па­мять ежедневно улучшается».

   На второй неделе: «Все, что я вижу и слышу, хорошо запечатлевается  в  моей  памяти...  моя  память  ежедневно улучшается».

   На третьей неделе: «Я отлично помню все, что ви­жу, слышу, читаю... я легко заучиваю... моя память все прочно сохраняет».

   На четвертой неделе: «Я могу вспомнить все, что когда-либо слышал или видел... я могу вспомнить все, что раньше учил... у меня цепкая память».

Кроме самовнушений полезно в подробностях вспоми­нать все, что вы делали и наблюдали в течение дня. Для тренировки попытайтесь вспоминать и в обратном поряд­ке все следующие друг за другом ситуации.

   Повышение физической работоспособности

Нездоровый образ жизни подорвал и ваши физические силы. Как их восстановить? Опять с помощью системы средств. О питании я уже сказала. А как применить целебные силы аутотренинга?

Вечером, засыпая, проанализируйте, какие физические действия вы должны производить. Затем мысленно их проделайте и скажите:

   Завтра я легко буду выполнять то-то и то-то.
  
У меня много сил.
   Клетки мозга, ответственные за физическую выносливость организма активизируются.
   У меня много сил. У меня высокая физическая работоспособность.
   Я активный, бодрый, Могу много работать, не уставая...
   У меня крепкое здоровье.
   Мне нравится то, что я делаю...

Очень важно говорить себе, что вам нравится работа. Известно, что благодаря интересу любая, даже тяжелая работа становится легче.

   Как повысить умственную работоспособность?

Есть русская пословица. Руками легче работать, чем головой. Это веками доказано. Так как же повысить умственную работоспособность? Очень многое  в повышении работоспособности  зави­сит  от  психологического   настроя. Необходимо заранее подготавливать свой мозг к напряженной умственной ра­боте. Утром в полудремотном состоянии мысленно внушайте себе:

   Я легко справлюсь со сложным заданием.
   Я полон  энергии. У меня много сил.
   У меня высокая умственная работоспособность.
   Я сегодня много и хорошо поработаю..

Желательно конкретно сформулировать задачу, кото­рая стоит перед вами в этот день или на этой неделе, в этом месяце и даже в этом году. Систематическое «пропитывание» себя формулами це­ли ведет к тому, что поставленная цель овладевает не только сознанием, но и подсознанием, а поведение чело­века становится до автоматизма таким, какого требует выполняемая работа. Иными словами, созданная с по­мощью самовнушений в головном мозгу доминанта обес­печивает достижение поставленной перед человеком цели вне зависимости от любых обстоятельств.

   Возьмите в помощники подсознание

Наукой уже доказано, что подкорка, то есть подсоз­нание, помогает нам перерабатывать поступившую в мозг информацию и даже принимать какие-то важные решения.

Эйнштейн писал: «Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя симво­лы (слова) и к тому же бессознательно».

Ученый физик Томсон заявлял, будто временами чув­ствовал, что бесполезно делать какое-либо произвольное усилие, что вопрос сам собой разрабатывается в голове. Когда же он наконец решался, то у него появлялось страстное желание работать.

Гамильтон, например, открыл важный математический закон, гуляя с женой. Всем известны случаи многочис­ленных озарений, которые наблюдались у писателей, уче­ных во время сна. Эти озарения помогали им находить ключ к решению проблемы, над которой они трудились многие месяцы.

Что же такое подсознательные процессы? Это неяс­ные, не вполне осознанные мысли, чувства, представления, которые еще называют инстинктивными. Подсозна­тельные мысли рождаются в подкорковых структурах мозга, расположенных между корой больших полушарий и продолговатым мозгом. На рисунке, изображающем строение головного мозга, можно увидеть подкорковые ядра под левым и правым полушариями. Они оказывают активизирующее действие на кору, участвуют в формиро­вании всех поведенческих реакций и мыслительной дея­тельности человека.

Подсознание в отличие от сознания работает устойчи­во и упорно, независимо от внешних условий и различ­ных психотравмирующих ситуаций, которые могут, что называется, выбить человека из колеи и снизить его ра­ботоспособность.

Существует несколько приемов повышения умственной работоспособности с помощью подсознания.

   Четко сформулируйте задачу

Если вам неожиданно дали задание, которое нужно быстро выполнить, а вы растерялись, более того, появил­ся даже страх, что вы не сможете хорошо и быстро спра­виться с ним, то прежде всего успокойтесь. Понаблюдай­те, ни о чем не думая, за движением секундной стрелки у часов или посмотрите, тоже ни о чем не думая, на белый лист бумаги 1-2 минуты, расслабьтесь, затем четко сформу­лируйте то, что вам необходимо сделать, и опять вызови­те у себя пассивное состояние на 1-2-3 минуты. Внеш­не вы словно отдыхаете, а ваше подсознание уже зарабо­тало над поставленной задачей.

Посидев немного в пассивном, расслабленном состоя­нии, приступайте к активной работе. Если дело все-таки не пойдет, то снова дайте своему подсознанию задание, сформулируйте его очень конкретно, можно даже запи­сать на отдельном листке бумаги, после чего обязательно назначьте время, когда вы снова приступите к работе. Верьте (это очень важно), что в назначенное время вы сможете быстро и хорошо решить поставленную перед ва­ми проблему. А сами в это время займитесь чем-нибудь другим.

Может получиться так, что вам неожиданно захочется работать, хотя назначенное время и не пришло. В таком случае тут же приступайте к делу. Неожиданно возникшее желание означает, что в подсознательной части ума уже произошла переработка информации. Нежелание работать наоборот свидетельствует о том, что еще рано браться за ручку или приходить к какому-либо решению.

Дав своему подсознанию задание, обязательно вдох­новляйте себя словами: «Я смогу, я справлюсь, мне очень интересна эта проблема...»

   «Заказ» на ночь

Можно сделать «заказ» подсознанию и на ночь. Вече­ром четко сформулируйте задачу, а утром, приступив к работе, увидите, что она уже решилась на подсознатель­ном уровне.

Итак, наверное, уже понятно, что, подключая подсоз­нание к работе, вы почти не теряете времени на мучи­тельные размышления. Чрезмерное волнение и неуверен­ность, которые раньше охватывали вас при решении срочных и сложных дел, пройдут.

Два-три удачных решения, и вы будете постоянно до­верять своему подсознанию - верному и неустанному помощнику - выполнение черновой подготовительной работы.

   Как помочь себе в решении большой проблемы

Если вам нужно проанализировать большой объем информации и решить какую-то серьезную проблему, сосредоточьтесь на каждой мысли собранного материала, на каждом главном и второстепенном факте, а затем прикажите своему подсознанию заняться их систематиза­цией.

Предположим, что решение, которое придет через не­которое время, вас не удовлетворит, тогда снова внима­тельно (нельзя это делать второпях) рассмотрите все со­бранные факты и опять усилием воли как бы удалите их из сознательной части ума в подсознание. Постарайтесь о них не думать, но обязательно назначьте срок, когда вы приступите к активной работе.

Пока ваше подсознание выполняет «заказ», набирайте новую информацию, решайте другие задачи.

Таким образом можно увеличить свою работоспособ­ность и одновременно трудиться над несколькими темами, если получается, конечно. Бывает ведь так, что одна проблема захватывает настолько, что ни о чем больше не думается.

Но! Когда возникают какие-то затруднения в работе, обязательно остановитесь, дайте своему подсознанию за­дание и отдохните.

У каждого человека мыслительный процесс проходит по-своему. Так что ищите к себе подход, используйте способы, которые мы вам подсказали. Не забывайте себя вдохновлять: «Я справлюсь! Я сумею! Я уверена в своих силах!»

Настраивайтесь всегда на победу и вы справитесь с любыми трудностями. Если вы будете горевать, бояться, то, образно говоря, придавите себя «башмаком страха», и вас почти наверняка ожидает провал. В то же время уве­ренность в успехе должна сочетаться с конкретными де­лами, то есть необходимо упорно стремиться к цели как мысленно, так и в своих действиях.

   Заключение

Относитесь к себе бережно. Старайтесь понять, что вам хочется? И почему? Поощряйте  свои положительные стремления. А если тянет, куда-то не туда, старайтесь себя переубедить, уговорить... отругать, чтобы не допустить безнравственного поступка, потому все равно потом, как говорится, совесть загрызет.

Ставьте постоянно перед собой благородные цели, которые вы должны достичь в работе, в самообразовании. Без целей жизнь пуста.

Демокрит, древнегреческий философ, говорил: «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы».

Тоже самое сказал и К.Гельвеций, французский философ: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

А великий русский писатель Лев Толстой советовал: «Думайте хорошо, и мысли созреют в добрые поступки... Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым... Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя».


Оцените статью: 1 2 3 4 5
Рейтинг: 4.08
посмотреть рейтинг статей
посмотреть рейтинг авторов

На главную страницу раздела Обсудить статью
(комментариев: 1)
подписаться на рассылку
авторские статьи
МОХОВИКОВА Людмила: Самосовершенствование
Редко встретишь человека, который был бы совершен­но доволен собой и своими успехами. Досадно, когда не сбываются мечты из-за неорганизованности, неуверенно­сти, неумения вести себя в экстремальных ситуациях. Как помочь себе стать лучше и целеустремленней в вы­полнении намеченных планов?
далее »
МОХОВИКОВА Людмила: Во имя будущего! Боремся с вредными привычками!
Все мы мечтаем о счастье, светлом настоящем и будущем. Но счастье, благосостояние человека невозможно без здоровья, которое великий русский писатель Антон Павлович Чехов сравнивал со свободой. А древнегреческий философ Сократ два с половиной тысячелетия назад сказал, что первая ступень к счастью - это здоровье.
далее »
Все статьи автора »
Выбор автора по алфавиту


Календарь выхода авторских статей
Последние 6 недель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17
свежий номер

№ 2 от 25 Февраля 2010 г.
Завод и город могут отстоять только сами тольяттинцы считает главный редактор «Рабочей газеты» Леонид КАЛАШНИКОВ
Уважаемые тольяттинцы! Выпуск «Рабочей газеты», к которой привыкли многие жители города, прерывался в связи с нехваткой средств. Но сегодня, когда над АВТОВАЗом, а значит и над всем городом, нависла реальная угроза, мы возобновляем выпуск газеты.
далее »
Чтоб победить, надо объединиться убежден лидер профсоюза «Единство» Петр ЗОЛОТАРЕВ
Коллектив АВТОВАЗа сегодня предельно деморализован. Каждый за себя - и начальники против всех: в такой ситуации они могут творить что угодно - платить копейки, давить, увольнять непокорных.
далее »
Тольятти - 2012
Власть ведет дело к "французской отвертке"?
далее »
Метла - оружие пролетариата?
Всю осень вазовский менеджмент под руководством вице-премьера Шувалова мучительно придумывал, как «оптимизировать численность персонала АВТОВАЗа». Переводя на русский: как уволить побольше народу и избежать социального взрыва и беспорядков.
далее »
Есть ли жизнь после ВАЗа?
Вместе с другими «непрофильными» активами АВТОВАЗ сбросил на город и комплексные общежития. За 40 лет эксплуатации они ни разу капитально не ремонтировались, можно себе представить, в каком состоянии здания и коммуникации. Кто теперь возьмет на себя гигантские затраты на капремонт?
далее »
«ЖУК» жиреет - дом хиреет
Новокуйбышевский пенсионер разоблачает хитрости «коммунальных грабителей»
далее »
Читать весь номер »
Масонская ложа | Акции клуба | Помощь клуба | Рабочая газета | О клубе | Правила | Как стать автором | Вопрос-ответ | Авторы | Контакты
© 1991-2006 "Рабочая газета - Всероссийская газета трудящихся"